Languages

FFDP 2018-19

С 8 по 10 августа 2018 г. в центральном офисе Института Международного Образования (IIE) в Нью-Йорке прошел трёхдневный обучающий семинар, который ознаменовал начало Программы Фулбрайта для преподавателей вузов FFDP 2018-19. В то же время уже вернувшиеся участники программы FFDP 2017-18, такие как Андрей Голобоков, активно воплощают в жизнь начатые в США проекты.

В этом году стипендиаты направились в США из таких городов, как Ростов, Самара, Томск, Краснодар, Владимир, Тюмень, Чита и Санкт-Петербург, специализируясь по самым разным дисциплинам, от компьютерных наук и экономики до географии и антропологии. Вместе с российскими коллегами в семинаре также участвовали преподаватели из Молдовы, Косово и Беларуси. Перед стипендиатами выступили американские организаторы Программы, которые подробно рассказали о предыдущем опыте международного обмена, о возможностях данной Программы и культурных особенностях США. Стипендиаты познакомились с современными технологиями, применяемыми в процессе разработки вузовских учебных программ, структурой и общим содержанием учебных программ, принятым в США, а также в интерактивной форме изучили, каким образом основные принципы универсального дизайна и проектно-ориентированного обучения могут быть применены к дизайну каждой конкретной программы, над которой они приехали работать в течение ближайших пяти месяцев. Помимо профессиональной ориентации, у стипендиатов также была не менее насыщенная культурная программа.

11 августа участники разлетелись по американским университетам, где им предстоит работать над своими учебными программами и открывать для себя Америку. Некоторые из них поделились своими первыми впечатлениями.

***

Елена Плахина (Тюмень), University of South Florida

"Как же здесь можно учиться, когда все вокруг призывает к расслабленному отдыху!?» - вот первая мысль, которая приходит в голову, когда входишь на территорию современного кампуса университета Южной Флориды. Зеленые лужайки, шум фонтанов, свежий ветерок из гавани, где на волнах качаются яхты и яхточки, удобные аудитории, залы для общих собраний, чудесная библиотека, «свой» кабинет - замечательное зонирование пространства, которое подталкивает к тому, чтобы находить баланс между учебой и отдыхом. Но уже почти за три недели пребывания здесь я поняла, что главное – терпеливо, планомерно идти к цели в любом начинании: не важно, заполняешь ли ты очередное заявление для получения ID, доступа в студенческий центр, сидишь ли часами в библиотеке и в итоге отыскиваешь нужную тебе книгу, встречаешься ли со специалистами или просто интересными людьми и стремишься заразить их своими идеями.

Коллеги с кафедры журналистики и цифровых коммуникаций приветливы и обходительны. Их занятия подчас очень похожи на мои, но иногда удивляют необычными решениями. С научным куратором мне повезло: мы составили поэтапный план действий и следуем ему. Студенты учатся всего две недели, я же успела побывать и на конференции Critical Thinking, познакомиться с другими специалистами из института и начать работать над учебным курсом, который, как я уже поняла, будет существенно изменен."

***

Наталья Гулиус (Томск), Syracuse University

"После 3 дневного семинара-ориентации в Нью-Йорке я отправилась в свой принимающий университет, и первую неделю улаживала свои дела с поиском жилья и институционализацией позиции приглашенного профессора. Архитектура университета, дух позитивного отношения - все пропитано заботой о человеке. С первых же дней меня приятно удивили отношение людей, желание помочь, дать нужную информацию, чтобы приехавший как можно скорее адаптировался к переезду. В моем департаменте при всей «статусности» школы меня удивили неформальный стиль коммуникаций и высокий управленческий профессионализм. В первый же день мне предоставили рабочий кабинет, оформили корпоративную почту, познакомили абсолютно со всеми сотрудниками школы, а через час на неформальном ланче с директором института мы сразу обсудили план работы и совместные интересы.

Сейчас я посещаю два курса в группе докторантов университета: "Лидерство в общественной политике" и "Качественные методы анализа", а это - около 100-120 страниц чтения научных текстов в неделю, 2 страницы еженедельных заданий, жесткая политика антиплагиата, с которой тебя знакомят в первый же день ориентации. В рамках семинара участники просто не могут не вступать в дискуссию, потому что только так ты можешь извлечь полезное из огромной груды сверхумных текстов.

Ориентационная неделя выдалась активной: наряду с ключевыми лекциями было много групповой активности на командообразование. За неделю ориентации ты обрастаешь огромным количеством контактов, пакетом информации для скорейшей адаптации и понимаешь, что, несмотря на огромное количество работы, ты успеваешь отдыхать - посещать Национальные парки, музеи и просто посидеть в парке или в кафе. Словом, адаптация завершается и впереди согласованный план работ, встреч, конференций и текстов статей. А еще у меня есть задача создать силлабус курса «Корпоративная культура» и подготовить свои собственные открытые лекции в университете, провести исследование и написать набросок статьи."

***

Елена Макарова (Владимир), University of California

"Мне посчастливилось начать свою стажировку в Калифорнийском университете в Лос-Анжелесе. Кампус поражает своей красотой и размахом. Он был построен в начале 20 века в Вествуде: очень тихом и уютном районе Лос-Анджелеса. Учебный семестр в университете начинается намного позднее, чем в других вузах США, студентов пока еще нет, все преподаватели в отпуске. То тут, то там появляются группы первокурсников - специально для них волонтеры водят экскурсии по кампусу.

Гуманитарный корпус, в котором находится моя кафедра, относится к старейшим зданиям на территории университета. Оно было одним из первых четырех сооружений, возведенных на территории будущего кампуса в 1929 г. Ранее корпус принадлежал физико-биологическому факультету, однако после модернизации его отдали гуманитариям. Сейчас в нем помещаются отделения английского языка, иностранных языков и культур. Всего в университете 5 библиотек. Поражает тот факт, что все книги находятся в открытом доступе - нужно выбрать необходимую литературу прямо с полки. Для исследователей больше подходит библиотека, которая так и называется «Young Research Library». После того, как нужный том найден, можно спуститься на первый этаж, где есть две большие зоны: читальный зал, а также зона для работы над разными совместными проектами.

Кампус постепенно наполняется людьми, но, в целом, во всех корпусах достаточно спокойно. Удивляет тот факт, насколько грамотно продумана образовательная среда, как организовано все пространство на территории университета: столы, стулья и лавки, парки и фуд-корты - каждый уголок кампуса представляет собой полноценное рабочее место."

***

Дмитрий Сергеев (Чита), Illinois State University

"Учебный год 2018-2019 начался для меня практически на целый месяц раньше. И все благодаря программе Фулбрайта FFDP, нацеленной на разработку нового учебного курса в одном из американских вузов в течение пяти месяцев. В моем случае это Университет штата Иллинойс (Illinois State University) в городе Нормал, практически в самом центре штата Иллинойс. Выбор университета определила особенность разрабатываемой программы «История детской иллюстрированной книги в США».

Университет штата Иллинойс знаменит своими образовательными и научно-исследовательскими программами в области детской литературы и детской иллюстрированной книги. На кафедре английского языка, реализующей эти программы, работают преподаватели, которые много лет проводят свои исследования в данных научных областях. В университетской библиотеке можно найти как собрание исследовательской литературы по истории и теории детской иллюстрированной книги, так и коллекцию детских иллюстрированных книг, в том числе в отделе особых коллекций, где находятся наиболее редкие и ценные оригиналы. Один из семинаров был посвящен знакомству с собраниями детских книг этого отдела.

Нельзя забывать, что программа Фулбрайт предоставляет не только образовательные и исследовательские возможности, но и позволяет погрузиться в культуру и повседневность другой страны. По этой причине удобное расположение университета, который находится чуть более, чем в двух часах езды от Чикаго (известного музеями, научными центрами и концертными площадками), и трех часах – от Сент-Луиса, позволяет находиться в курсе бурной культурной и интеллектуальной жизни Среднего Запада США."

***

Виталий Брагилевский (Ростов-на-Дону), University of Oregon

"В Университет Орегона я приехал 11 августа. Одно из самых первых и важных дел здесь — это встреча с научным руководителем, в моём случае это - профессор Зена Ариола. Во время этой встречи я также познакомился с её командой, вместе с которой мне предстоит работать на протяжении всего срока пребывания в Юджине. Разумеется, в начале пришлось заниматься обустройством на новом месте. Мне повезло; в университете для меня создали чрезвычайно удобные условия для работы: разместили в личном кабинете и выдали компьютер.

С самого начала я постарался правильно распланировать время: задач передо мной стоит много, решить их все без плана практически невозможно. Сейчас, по прошествии месяца с начала работы, я могу сказать, что поступил правильно, практически не потратив времени "на раскачку". Помимо собственно работы над курсом и взаимодействия с научным руководителем и её командой, мне удалось познакомиться с представителями местной русскоязычной общественности: я уже приглашён на приём, посвящённый началу учебного года в Департаменте славистики. Особенностью университета Орегона является учёба по четвертям, осенние занятия здесь начинаются с 24 сентября и заканчиваются с началом декабря. Это время я смогу использовать для наблюдений за процессом обучения, а всё остальное время можно потратить на разработку собственного курса, то есть на основную цель моего здесь пребывания.

Я считаю для себя важным как можно ближе познакомиться с США, поэтому хочу посетить несколько городов и мест, для этого очень удобно использовать выходные и праздничные дни. На длинные выходные с 1 по 3 сентября мне уже удалось съездить в Йеллоустоунский национальный парк, это было прекрасное времяпрепровождение. С нетерпением жду следующих длинных выходных на День благодарения в конце ноября. Обычные выходные также можно использовать для знакомства с окрестностями и особенностями местной жизни. Например, в городе Юджин большой популярностью пользуется субботний рынок, планирую его в ближайшее время посетить."

***

Фото предоставлены стипендиатами программы FFDP 2018-19

The Fulbright Program in Russia. Institute of International Education.
Strastnoy Bulvar 8A, 4th floor, Moscow, Russia 107031
Tel: +7.495.966.9353 Contact: info@fulbright.ru